
Основные направления эвритмического искусства
О преподавании эвритмии в школе
Эвритмия — звук, выраженный в движении.
Первые принципы и формы эвритмии, нового пластического искусства, начали складываться в начале прошлого века (1912 г.), поэтому среди других искусств эвритмию можно назвать младшим искусством.
Сегодня существует три основных направления эвритмии: педагогическая эвритмия (о которой и пойдет прежде всего речь), художественная эвритмия, лечебная эвритмия. Не так давно появилось четвёртое направление – социальная эвритмия. В вальдорфской педагогике этому предмету отводится важная роль, т. к. он имеет не только общеразвивающее, но и терапевтическое значение (осанка, снятие зажимов, пластичность), а также позволяет решать многие социальные задачи, ведь на занятиях каждому участнику важно понимать и чувствовать действия других людей.
Психотерапевты всего мира отмечают слабое развитие эмоциональной сферы современного человека, частое отсутствие эмпатии у детей, их душевную вялость, безразличие к окружающему миру и, в частности, к людям. Новое искусство очень демократично, поэтому его рождение оказалось весьма кстати.
Как было сказано выше, эвритмия — это звук, выраженный в движении. Различают два типа звуков, используемых в движении: музыкальные («тонэвритмия») и речевые («лаутэвритмия»).
В связи с этим на уроках, как правило, применяется поэтический материал и различные, в основном фольклёрные и классические, музыкальные произведения. Очевидно, что эта работа способствует более глубокому проникновению детей в такие предметы, как родная речь, литература, музыка, а также способствует расширению их кругозора и развитию музыкального слуха. В произведениях многих мыслителей (литераторов, философов) можно встретить рассуждения, точно выраженные в стихотворных строчках Ф. Сологуба:
Какой-то хитрый чародей Разъединил мое сознанье С природою моей — И в этом всё мое страданье! (1896 г.)
Вновь соединить сферу мышления человека с его природой, помочь от состояния хотения и мечтания перейти к действию позволяет именно это молодое искусство, которое помогает преодолеть состояние, описанное А. К. Толстым:
Ты, неведомое, незнакомое! Без виду, без образа, Без имени-прозвища! Полно гнуть меня к сырой земле, Донимать меня, добра молодца! Как с утра-то встану здоровешенек, Здоровешенек, кажись, гору сдвинул бы. А к полудню уже руки опущаются, Ноги словно ко земле приросли. А подходит оно без оклика, Меж хотенья и дела втирается, Говорит: «Не спеши, добрый молодец, Еще много впереди времени!» Я пущуся ли в путь-дороженьку, Ан оно повело проселками... Я за дело примусь, ан оно мухою Перед носом снует, извивается, А потом тебе же насмехается! (1857 г.)
В нашей школе эвритмические уроки появились с приходом в неё двух эвритмисток Севастьяник М. В. и Черепановой Э. Э в 1999 г. В настоящее время эвритмия ведётся с 1-го по 8-ой классы. В конце каждой учебной четверти, как правило, проводятся открытые уроки эвритмии для родителей и гостей.
В 2003, 2004 в Санкт-Петербурге проводились эвритмические школьные фестивали, на которых представляли свои успехи ученики как нашей школы, так и других вальдорфских школ и инициатив города.