Послесловие к эпохе в 11-м классе
В 11-м классе закончилась эпоха истории искусства. В течение трех недель мы рассматривали развитие живописи от портретов Рембрандта до картин художников середины XIX в. Главная задача уроков — научиться видеть художественные элементы картин: цвет, свет, композицию и т.д. и на основе последовательного разбора произведений увидеть общие закономерности в изменении человеческого сознания.
На уроках было сделано множество копий и зарисовок. Вот некоторые стихи, отрывки из сочинений, размышления учеников на заданные темы, копии работ.
Размышление по поводу картины Рембрандта «Анна и слепой Товит»
В этой картине мы видим одну очень яркую световую линию. Она исходит из распахнутого окна, подчеркивается движением рук обеих человеческих фигур и завершатся небольшим костром, к которому они повернуты. Это немного странно, потому что за окном очень сильный свет, а костер почти ничего не освещает, и даже не сразу заметно, что это костер.
Мне кажется, это очень сильный образ: люди сидят у своего огонька, как будто ожидая чего-то, а распахнутое окно (самое яркое, что есть в картине) за их спинами, как прозрение.
Размышление над полотнами Рембрандта продолжается на уроке
Вопрос: Зачем Рембрандт написал так много автопортретов? Что он искал?
Ответ ученика: Существует поверье, что в глазах отражается душа человека Возможно, смотрясь в зеркало, рисуя, а потом, рассматривая себя, художник искал свою душу. Как врачи тогда препарировали тело человека в поисках души, так и Рембрандт разбирал на мазки и линии свои портреты, чтобы найти истинное Я.
Вопрос: Что меняется в живописной технике от портрета к портрету?
Ответ ученика: В ранних автопортретах художника лицо мало освещено, а фон светлый, будто автор больше интересуется окружающей жизнью, чем своим внутренним миром. Постепенно фон темнеет, а лицо становится все более прорисованным, одежда на портретах дороже, ярче богаче — Рембрандт выходит в свет, его заботит то, каким его увидят окружающие, что о нем подумают. В поздних автопортретах фон совсем темнеет, самое важное теперь лицо, оно становится ясным. Автор осознает себя и пришедшую старость, принимает себя таким, каков он есть, и заботиться не о внешней, а о внутренней красоте.
Стихотворное впечатление от картины Рембрандта «Давид и Урия»
Здесь много красного. Почему ты держишь руку на сердце? Темнота давит! Подыми голову.
***
Конец. Пути назад нет. Не может быть! Как же? Не делай этого.
Творчество Винсента Ван Гога в 11-м классе
Винсент Ван Гог
Я — ярко-рыжая луна. Я — синяя ночь. Я — мерцающие звезды. Я — вьющийся поток воздуха. Я — низкие горы. Я — сияющий свет.
Комментарий учителя: Эта работа представляет собой попытку «угадать» цвет картины Ван Гога «Жнец». Ученикам была дана черно-белая репродукция картины.
Анализ картины Ван Гога «Ночное Кафе»
Картина написана в Арле в 1888 году: Ван Гог уже зрелый художник. Это был тяжелый период : художник жил в полном одиночестве, плохо питался, много пил, настроение его было мрачно. Подобное состояние духа, видимо, нашло отражение в картине «Ночное кафе».
Это жанровая сцена. Время очень позднее, на часах четверть второго ночи. Посетители кафе почти все разошлись, со столов еще не убрано; люди только что ушли, их уже нет здесь, но характер и манера поведения их чувствуются по тому, как отставлены стулья. У бильярда пусто. Лишь за отдельными столиками фигуры засидевшиеся допоздна людей: за столиком справа — двое, они почти лежат на столе; за столиком слева — мужчина откровенно спит, за ним пара: оба не очень радостные, видимо, у них неприятный разговор. В центре зала — официант. Он здесь единственно трезвый. Количеством фигур слева и справа художник создает композиционное равновесие. Центр всей композиции — бильярдный стол. Пустой. Он похож на гроб. Возможно, это символ опустошенности.
Пространство кафе освещено равномерным светом ламп. Несмотря на то, что все происходит ночью, в кафе очень много света, здесь даже слишком светло, поэтому неуютно — свет неестественный. Он бьет в глаза, раздражает. Цвета, который использует Ван Гог, также интенсивные, ядовитые: особенно резко сочетание зеленого и красного.
Стены в кафе красного цвета — это цвет тревожный, цвет крови и опасности. Потолок и бильярдный стол зеленого цвета. Но это не такая зелень, как в пейзажах Ван Гога. Здесь зеленый цвет неестественный, положен он очень плотно, как на декоративной сказочной картине, но сказка эта как кошмарный сон. Кроме того, художник использует и другие дополнительные цвета: например, желтый и ядовито-желтый — это цвет табачного дыма и винных паров. Кажется, что в глазах двоится. Главное ощущение от картины — тревожное, как после бессонной ночи. Одиноко. И над всем этим — тиканье часов: они все время идут, так и уходит жизнь.
Еще одно задание было дано 11-класникам.
Нужно было поразмышлять о картине Ван Гога и дать ей свое название (была дана картина «Едоки картофеля» — название ее не было указано)
«Поедатели»
Здесь изображены крестьяне, проводящие все свое время на земле, на поле, живущие постоянным трудом. Лица их напоминают корни или клубни картофеля — столь же нелепы их формы — пухлые и рыхлые. Юбка одной из женщин (что слева) складками своими напоминает борозды свежевспаханных земель, козырьки фуражек мужчин похожи на клювы.
Руки каждого человека за столом тянутся к еде — это то, что всех этих людей связывает. Один из них повернулся к нам спиной. Он замыкает круг, ему ни до кого больше нет дела.
В этом помещении тесно, а низкий потолок еще больше пригибает пространство. Горит лампа (она как бы вытянута в горизонтали) и что-то на столе, чего мы не видим из-за спины человека. Эллипс лампы разделен пополам — на черное и белое.
Никто из присутствующих не встречается взглядом с другими. Каждый сам по себе. Разъединяет их усталость и погруженность каждого в самого себя.
Так, вертикальная подпорка слева от женщины (вероятно, хозяйки) отделяет ее от мужчины — работника.
Ван Гог хотел показать нам обыденность крестьянской жизни, мироощущение этих людей. В этой картине мы можем увидеть некоторую ограниченность их видения, подземельный быт, связь крестьян с землей, с вещами, едой. Простое их бытие. О чем думают они? Уж явно не о чем-то возвышенном и не о красоте природы, которая их постоянно окружает. Они не видят ничего этого, и, судя по всему, даже не слышат друг друга, у них только один интерес — еда. Существование этих людей напоминает существование растений (они, как овощи, выросли из этой земли) или животных — свиней, коров, гусей (можно увидеть даже сходство в изображении голов). Собственно, кто были крестьяне в то время? — скот, что пашет и жнет.
Размышление над картиной К. Малевича «Черный квадрат»
Почему К. Малевич назвал свой «Черный квадрат» иконой?
Поначалу это определение Малевича кажется весьма дерзким и кощунственным. Он словно бы свел весь мир к огромной черной фигуре, утверждая, что оттуда глядит мир Божественный?! Возможно, художник искал эту точку соприкосновения миров, как бы дверь между ними. Ведь в черном цвете заключены все цвета, и это значит, что человек может найти для себя в нем все, что захочет. Ведь каждый человек по-своему воспринимает мир, а, натыкаясь на что-то, казалось бы, очень простое (черный квадрат), видит в нем все в меру своей глубины. Одним словом, человек, глядя на черный квадрат, начинает смотреть внутрь себя и исследовать себя. Не это ли грань между двумя мирами? Не это ли зеркало, которое обращает человека к себе? Не это ли является его духовной сущностью, его божественностью, иконой? Ведь и с иконы образ Божий смотрит через человека…
Почему К. Малевич назвал свой «Черный квадрат» иконой?
Малевич называет свой «Квадрат» не просто иконой, а иконой своего времени. Времени хаоса, голода, смерти, когда неясно, что будет завтра. Этот квадрат абсолютно черный, глухой и гладкий, как будущее. Пока не наступит, оно будет черным, закрытым. Там, за этим квадратом или внутри него, быть может, ответы на все вопросы, а может, эти вопросы и ответы в нас самих? Стоит лишь остановиться на чуть-чуть и, не оборачиваясь, смотреть в эту зовущую и пугающую черную бездну, заключенную в холст.
Икона — это чистая вера, небо и Бог. Черная икона того времени — время, жизнь без известности — наша жизнь.
В черном оживают все образы, существующие в наших головах. Там нет ничего, поэтому есть безграничное место для того, что живет внутри каждого.
Почему К. Малевич назвал свой «Черный квадрат» иконой?
Через «Черный квадрат» Малевич пытался представить в концентрированном виде всю картину мироздания. Квадрат — символ космоса, который, с одно стороны, — предельно ясен, а с другой, — непостижим для человеческого сознания. Икона воспринимается точно также.
Эпоха истории искусства в 9-м классе
В 9-м классе закончилась эпоха истории искусства. Мы рассматривали, как шло развитие скульптуры от самой древней Виллендорфской Венеры до работ скульпторов ХХ в. Вот некоторые зарисовки из тетрадей эпох и отрывки из письменных работ девятиклассников. Приведенные здесь тексты отличаются самостоятельностью мысли, чем и ценны, хотя мнение учителя не обязательно совпадает с мнением учеников.
«На этой эпохе захватывающим для меня было то, что на примере нескольких следующих друг за другом культурных эпох (Египет, Греция, Рим, Средневековье, Возрождение) можно проследить, что происходит с человечеством в разных местах, как оно изменяется, как влияют некоторые события на искусство (например, приход христианства) и как люди постепенно отходят от религии».
Из сочинений об искусстве Египта
Вопрос учителя: «Что можно понять о древних египтянах, рассматривая египетские скульптуры?»
«… Архитектура Египта позволяла человеку стать как можно ближе к земле, после чего понять, на какую высоту можно подняться. Это вело человека к развитию духа. А чтобы развить свои духовные способности, людям приходилось учиться и покоряться…»
«… Когда человек сидит в позе фараона, он чувствует покой, умиротворение, собранность. Обостряется слух, осязание, обоняние. Мышцы словно деревенеют…»
«… Перед египтянами стояла определенная задача: сделать человечество взрослее. У египтян не было множества разных мнений (как сейчас), а была общая идея, поэтому они и могли создавать такие произведения…»
Вопрос учителя: «Как воздействует на человека греческая архитектура?»
«… Стремление человека Древней Греции возвысить себя, подчеркнуть идею, что человек — самое главное существо за земле, отражено в древнегреческой архитектуре. Колонна — это прообраз человека. Она поддерживает фронтон, соединяет небо с землей, как и человек. Каждая колонка — на расстоянии от другой — ведь каждый человек индивидуален. Греки не забывали о Богах, но делали храм для людей: каждый мог подойти к алтарю, к священному месту…»
На уроках, посвященных римской скульптуре, ученики пытались почувствовать портреты римлян, задавая такие вопросы персонажам:
(Мальчику) — Почему у тебя такие печальные глаза? — Чего ты хочешь добиться в жизни? — Кто тебя окружает, какие люди? — Ты когда-нибудь был по-настоящему счастлив? — Ты бы хотел править долго? — Что ты успел сделать для народа? — Где твоя мать?
(Юноше) — Почему ты не радуешься жизни? — Что тебя тревожит? — Откуда у тебя такая старческая мудрость в лице? — Для чего ты захотел править людьми? — Надо ли было тебе править? — Ты не рад власти?
(Императору) — Как тебе быть императором? Нравиться? — Ты добился своего, что теперь будешь делать? — Зачем ты стал императором? Чтобы умереть и стать божеством? — Почему так плохо выглядите? Устали от жизни? — Любите ли Вы убивать? — Хотите умереть? — Страшно ли Вам жить?
Вопрос учителя: «Почему в I-III вв. н. э. В Риме получил развитие именно скульптурный портрет?»
«… Древняя скульптура — это путь познания древнего мира и человека в нем. Уже древние римляне поняли, что человек — это не всегда красота, которая со старостью увядает, человек бывает и ужасен. Человек не должен зазнаваться. Он не ничтожество, но и не главная сила в этом мире. Человеческое тело и мысль должны все время двигаться. Движение — это сила, жизнь, а остановка — смерть…»
«… Скульптурный портрет живо передает облик человека. В это время портрет получил большое развитие. Сначала римляне, как и этруски, почитая своих предков, делали их головы из воска, а затем стали почитать умерших императоров. Их головы, выполненные уже из мрамора, ставили на туловища богов. Делая все новые и новые портреты, скульпторы научились выполнять их в совершенстве, передавая даже состояние души изображаемого.
Дальнейшее развитие скульптуры с ее стремлением все более тщательно исполнять детали могло пойти только по пути натурализма, и тогда целостность облика бы исчезла…«
О римской архитектуре
«… Римляне очень гордились тем, что они имели возможность каждый день мыться в банях. Бани назывались термами. Вода в бани поступала по акведукам. Начало акведука строилось в горах, потом он шел в город.
Внутри бань находились бассейны, библиотеки, большие сады и площадки для спорта.
После сражений римляне возвращались в город через триумфальные арки. Всех богов и добытые сокровища они несли в храм Пантеон. Развлечения проходили в Колизее, который был устроен так, что, заполнив его водой, можно было получить огромный бассейн. Колизей был рассчитан на 50 000 мест и состоял из трех ярусов, каждый имел свои архитектурные особенности: так на первом ярусе были дорические колонны, на втором — ионические, на третьем — коринфские. В каждой арке Колизей находилась скульптура. В грозу или зной Колизей затягивали тентом…«
Готика
Готическая скульптура
На хорах собора в Наумбурге расположена группа статуй, в которой изображены люди, на чьи пожертвования создавался собор. Среди них — маркграф Эккерхард и его жена Ута. Автору удалось передать характер каждого персонажа, хотя он никогда не видел Уты и Эккехарда — они жили задолго до создания скульптур.
Ученики ничего не знали об этой скульптурной группе, когда мы начали ее рассматривать. Мы вставали в позы этих людей и пытались почувствовать то, что чувствуют они. После этого ребятам было предложено сочинить историю об этих людях.
«Мы видим мужчину и женщину среднего возраста. Судя по некоторым атрибутам их внешнего вида (корона, ордена, меч, щит) можно думать, что они из богатого знатного рода, возможно, это король и королева.
Отношения между ними уважительные, но холодные.
Они оба смотрят на что-то одно, возможно, это казнь, совершаемая по решению короля ( о трагичности события можно также судить по лицам людей, окружающих эту пару). Оба смотрят на происходящее с участием, при этом королева испытывает сильное внутреннее напряжение, а король более равнодушен и принимает все, как есть. она жен не может смириться с этим, Между ними чувствуется какой-то барьер, отторжение, какое-то противоречие.
Женщина поддерживает рукой, как младенца, свой плащ, другой рукой зажимает плащ у горла. Видно, что мысленно она поддерживает страдающего человека, переживает за него.
Мужчина же не испытывает таких чувств. Он тверд и уверен в том, что совершил, даже если пошел на жертвы: в одной руке он держит меч, другой поддерживает рукав.
Они оба одеты в длинные закрытые (наверно, траурные) одежды«
«Эти две статуи стоят в соборе Наумбурга. Между Эккехардом и Утой чувствуется какое-то напряжение. Они смотрят на какого-то конкретного человека. Ута закрывает себя от супруга правой рукой. А он как будто этого не замечает. Вероятно, между ними совсем недавно что-то произошло. Глаза Эккехарда выражают удивление и что-то похожее на страх. Может быть, он видит своего соперника? Эккехард держит наготове свой меч: он хотел вынуть его, но сдержал свой гнев. Супруга его в каком-то неизъяснимом ужасе. Кажется, что лицо ее бледно, губы померкли. Левую руку она прижимает к груди, вероятно, молясь про себя. Несмотря на трагическую судьбу, эти люди горды и величественны.»
Скульптура нового времени
«Поцелуй» Бранкузи и «Поцелуй» Родена
«Шокирующая поначалу прямоугольная форма скульптуры Бранкузи содержит в себе глубокий смысл. Если скульптура Родена, воздушная и ветреная, создает впечатление случайного, недолгого поцелуя, то этот „поцелуй кирпичей“ явно иллюстрирует вечную, неразрушимую любовь. Она может быть неудобна для окружающих своими прямыми, выступающими углами, Но даже их разрушение не разорвет этот поистине вечный поцелуй».
«Поцелуй» Родена. Можно представить, что поцелуй происходит в танце. Танцующие замерли на мгновение, по случайности одарили друг друга нежным поцелуем и сейчас же, секунду передохнув, снова пустятся в движение. Нельзя точно сказать, любовь это или просто поцелуй в разгаре танца«.