Вальдорфская педагогика
Обзор педагогической системы Штайнера хорошо представлен в ряде книг:
- «Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (перевод с немецкого), «Москва», 1993.
- «Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), «Москва», 1995.
- «Вальдорфская педагогика» (антология), под ред. А. А. Пинского, «Просвещение», 2003.
Основные положения вальдорфской педагогической системы представлены также на сайтах вальдорфских школ России и СНГ.
Что же лежит в основе вальдорфской системы обучения?
- Возрастная ориентация учебного плана и методов обучения.
- Классный учитель («для ребенка учитель много важнее предмета») ведет основные предметы не только в начальной, но и в средней школе (до 7 класса).
- Интеграция предметов. Сближение сведений из разных областей знаний благодаря теме года — своей для каждого класса (учебный план).
- Традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса.
- Художественно-эстетического элемент в образований: рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и прочее, 1—11 классы.
- Отмена системы отметок в баллах (до 7 класса), использование вместо них подробных критериев оценки учебной деятельности ребенка.
- Установка на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями.
- «Гигиена преподавания» — ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» — концентрация учебного материала, с целью его органического преподавания и восприятия.
- Преподавание иностранного языка с второго класса по особой методике (погружение в языковую стихию).
- Еженедельные учительские конференции (коллегии) — как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом.
- Совместная работа учителей и родителей, родители могут активно участвовать в жизни школы.
- Особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей (т. н. вальдорфский интерьер).
«Школа в интересах ребенка» — это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» Задача такой школы:
- Научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои поступки.
- Проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению и образу жизни, вероисповеданию — то есть воспитать внутренне свободного человека.
Остановимся на некоторых положениях более подробно
Вальдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы — души, мысли, чувства, воли — ребенка составляют единое целое. Обучение должно воздействовать не только на интеллект, но на всего человека в целом. Интеллект — лишь одна из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию ребенка, к различным болезням.
Важной отличительной чертой педагогических воззрений Штайнера является его философский антропологический подход к обучению ребенка. В искусстве воспитания и обучения необходимо, прежде всего, глубокое знание человеческой природы.
Р. Штайнер уже в начале ХХ века выступал против раннего интеллектуализма и ранней специализации в обучении (болевая точка современного российского образования). Учитель вальдорфской школы стремится не столько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства ученика, пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его.
Обучение построено на феноменологическом подходе, главный принцип которого «Не информация, а стремление к истине», сначала мы учимся наблюдать какое-либо явление (действие с предметом, эксперимент, простое наблюдение), далее производим описание, зарисовки явления, и, наконец, находим закономерность и, осмысляя ее, формулируем закон.
Важные принцип обучения — «не вширь, а вглубь», когда концентрируются на узловых примерах и понятиях. Это экономичный принцип преподавания, когда важно не количество рассмотренных явлений, а их характерность для каждой области. Познавательные способности детей активизируются, когда знания даются не в готовом виде, как в традиционной школе, а самостоятельно добываются — место фронтального опроса занимает диалог, работа в группах, обсуждение проблемы, мастерские, индивидуальная работа. Обучение, таким образом, носит проблемный характер, происходит развитие самостоятельного научного мышления.
Каждый учебный день в каждом классе начинается с т. н. «главного урока» (у нас — 1 час, 40 минут). В течение длительного времени (от 2-х до 4-х недель, но в старших классах бывает и по 1-й неделе) содержание главного урока составляет какой-то один школьный предмет (история, физика, биология и т. д.). Материал выстраивается логично, концентрированно, углубленно — своего рода метод погружения.
Предметы, которые требуют постоянных упражнений, — языки, математика, а также предметы эстетического цикла, физкультура, эвритмия — выстраиваются по недельному графику.
Вальдорфская педагогика имеет экологическую направленность, в широком смысле слова. Целостное представление о жизни природы, ее закономерностях формируется не только за счет знаний, но и через опыт переживания природных явлений. Совмещая научный и художественный подход к явлениям действительности, учитель старается дополнить физическую картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением. Т. о. элементы искусства играют существенную роль в самом учебном процессе. Рассказ учителя — законченный текст образного характера, оформление тетради эпохи по предмету, исполнение музыкальных произведений, связанных с преподаваемой темой, поэтическое воплощение явлений физического мира (астрономия, физика и поэзия, математика и гармония стихотворных ритмов и т. п.), рецитация (хоровое чтение различных текстов) и т. д. В начале ХХ века Р. Штайнер почувствовал исходящую от возрастающей индустриализации жизни опасность для духовного здоровья человека. Уже тогда дети, живущие в больших городах, не имели представления о человеческом труде в его первозданном значении. Сейчас — тем более. Как сажают, растят, собирают и пекут хлеб или цветы? Как строят дом или плетут корзины? Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Восстановить эти связи и пытается вальдорфская школа: один из главных принципов — связь с жизнью, установление соотношений между научными знаниями и жизненным опытом. Поэтому столь большое внимание уделяется практикам: садоводческой, лесоводческой, сельскохозяйственной, социальной.
Обучение в школе носит творческий, поисковый характер как со стороны учеников, так и (прежде всего!) со стороны учителя. До 7—8 класса, классный учитель (т. е. основной учитель этого класса, его классный руководитель, организатор, воспитатель и т. д.) ведет по возможности большинство предметов.
Именно этот человек воплощает собой гармоничное совмещение и соединений разных дисциплин, осуществляет собирание потоков информации, интегрирует живопись, письмо, музыку, эвритмию и др. в ярком образе своего урока. Классный учитель досконально знает детей своего класса, поэтому может учитывать особенности восприятия того или иного ребенка, наблюдая его в течение дня на разных предметах и в разной деятельности. Это очень сложно для одного человека, но дает эффект, не достигаемый в рамках предметного обучения обычной школе, когда ребенок, учитель и предмет отчуждены друг от друга.
Вальдорфская школа — это, прежде всего, гуманная школа, «школа в интересах ребенка», когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. Т. е. здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. Это отличает вальдорфскую школу от традиционной государственной, которая во многом напоминает учреждение, цель которого выдача информации и контроль- оценка результата усвояемости этой информации; здесь процветает конкуренция достижений, соревновательный дух, селекция.