Вальдорфский детский сад
Вальдорфцы особенно трепетно относятся к детям, которые должны переступить порог школы — к первоклассникам. Ведь и для них, и для их родителей это важное событие в жизни. К нему ребенок должен подойти душевно и физически готовым. С каждым кандидатом в первый класс внимательно работают педагоги, родителям детей разъясняют принципы работы общеобразовательной вальдорфской школы.
Замечательно, когда дети приходят в нашу школу после вальдорфского детского сада. Эта преемственность в работе воспитателей и учителей сказывается наилучшим образом в школьной жизни маленьких учеников. Собственно, те, кто ходил в вальдорфский детский сад, как правило, хотят пойти в вальдорфскую школу. Помешать может лишь расстояния большого города.
Среди всех государственных школ Петербурга вальдорфская — одна, наша.
Дошкольных инициатив больше. О них — на новой странице сайта «Вальдорфский детский сад» автор Беляева Любовь Борисовна, воспитатель группы «Светлячок».
«Сад для детей»
В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в Москве в 1987 году был создан домашний детский сад. А в 1991 году в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые вальдорфские общеобразовательные школы.
В настоящее время в нашей стране действует около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов. Воспитатели детских садов объединились в «Содружество». Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.
Основные идеи и принципы работы
Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» интеллектуальное развитие в ущерб всему остальному. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.
Основные принципы работы вальдорфского детского сада:
- воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия;
- культивирование многообразных форм игровой деятельности;
- создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
- организация здорового ритма жизни группы;
- занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия1);
- создание атмосферы, благоприятной развитию.
Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы напоминает скорее жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения».
Особенности вальдорфского детского сада бросаются в глаза сразу: разновозрастной состав групп, особая эстетика интерьера и игрушек, творчество воспитателя и детей, пронизывающее все занятия и атмосферу дсада, активная вовлеченность родителей, особого рода внимательная сдержанность и доброжелательность воспитателей. Элементы традиционной народной культуры: песни, игры, сказки, хороводы, ремёсла, а также праздники, которые «проводят» детей через кругооборот года, — органично вливаются в педагогическую деятельность.
«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребёнка»
(Р. Штайнер).
Вальдорфские детские сады и группы Санкт-Петербурга
Д/с «Источник», ул. Торжковская, 2/3
492-01-22, Петрова Ирина Александровна
Д/с «Подсолнушки», Центр Искусства Воспитания, пр. Кима, 1,
310-81-68, Волкова Юлия
Д/с «Ладушки», поселок Песочный, Ленинградская обл., ул. Пограничная, дом 98
554-15-66, 8 911 919-38-22 Екатерина Шихалиева
Гр. «Лучик», ул. Фурштадская, 35А
764-53-59, Светашева Лариса
ДС/ № 68 ЦРР «Росток»
Гр. «Зёрнышко» Рябинская Светлана Игоревна 8 921 342-54-36
Гр. «Звёздочка» Бекряшева Татьяна Николаевна 8 921 875-99-53
Гр. «Росинка» (с элементами вальдорфской педагогики) , ул. Композиторов, 1/2
8 952 241-85-20, 8 952 351-13-84 Домнина Елена, Гаранина Светлана
Гр. «Отрада»
Вальдорфский детский сад в Порошкино, деревня Порошкино, ул. Романтиков, дом 17.
904-14-56
964-58-67 Андрей