- Это возможность творческого самопознания и самовыражения.
- Это возможность найти самую интересную для каждого тему, которая, может быть, не нашла отражение в школьной учебной программе.
- Это возможность проявить себя в самостоятельной работе: исследовательской, художественной, практической.
- Это возможность открыть в себе новые горизонты и возможности.
Проект — это своего рода аттестат зрелости человека, если он способен не только найти свою тему, но и организовать свою работу, преодолеть трудности, естественные в каждом труде, и оформить результаты своей работы в видимую для других форму.
Идея и цель проектной работы
Проект — это задача «на вырост», а цель его — освоение нового. Задача, достойная стать проектной, требует от человека большого напряжения. Это задача, которая меняет самого проектировщика. По словам Ж. П. Сартра, «человек и есть свой собственный проект».
Школьный проект должен включать в себя две части: теоретическую и практическую.
В теоретической части нужно в письменном виде представить:
- Обоснование темы
- Анализ имеющегося по теме материала
- Ход работы над проектом
- Анализ своей проектной деятельности
Практическая часть представляет собой творческое воплощение темы проекта.
Характер разнообразен: это может быть как научное исследование, так и социальная деятельность; изготовление изделия или создание произведения и т. д. Главное, что проектная деятельность должна быть созидательной.
Принципиальное отличие проекта от реферата:
- Самостоятельность.
- Собственный практический опыт в области исследования.
- Оригинальность.
- Значимость для автора проекта и для окружающих.
- Проработка материала на основе собственного опыта и переживаний.
Критерии оценки проекта
- Соответствие теме.
- Глубина освоения и разработки темы.
- Наличие как практической, так и теоретической части.
- Самостоятельность работы.
- Собственный практический опыт в области исследования.
- Оригинальность.
- Значимость для автора и окружающих.
- Личностное начало.
- Соблюдение сроков сдачи работы.
- Взаимодействие с другими учениками и куратором в процессе работы.
- Подготовка и проведение презентации (защиты) проекта.
Куратор проекта
Осуществление проекта практически невозможно без куратора.
Куратора проекта — индивидуального наставника — ребята выбирают сами, а в случае затруднений в выборе куратора — коллегия школы.
Кураторами могут быть не только учителя, но и люди, находящиеся за пределами школы. (Нежелательно только, чтобы это были родители).
Куратор помогает ученику выстроить работу над проектом, представить себе последовательность работы (календарный план и сроки), а также помогает овладеть специальными формами работы, такими как:
- Поиск литературы.
- Специальная переписка.
- Экскурсии.
- Интервью.
- Работа по поиску информации в библиотеках, интернете и т. д.
Необходимым является регулярное общение куратора и его подопечного (оптимально — еженедельные встречи).
Куратор может вести проекты не более 3-х учеников с разными темами.
По окончании работы над проектом куратор пишет резюме (или небольшую рецензию) о работе своих учеников.