Сильной стороной вальдорфской педагогики является ее обращение к человеку, человековедение – основа построения всего школьного процесса как воспитательного и живого, сводящего к минимуму механическое запоминание учебной информации а, следовательно, по-настоящему образовательного.
Эта гуманистическая направленность вальдорфских школ совпадает с передовыми современными тенденциями развития российской педагогики.
Экспериментальная программа по биологии базируется на идеях, общих для преподавания естественнонаучных дисциплин как в вальдорфских, так и в традиционных российских школах (идея познаваемости мира, единства человека и природы, здорового развития как основного жизненного потенциала, свободы мысли, гуманизма).
Исходя из этого, преподавание биологии имеет следующие задачи:
- Формирование личного отношения к природе, основанного на душевных переживаниях ее явлений, и, как следствие, развитие ответственности за окружающий мир.
- Формирование понятий об основных процессах, наблюдаемых в природе, и
- Знакомство с различными видами деятельности человека на Земле. Развитие чувства доверия к миру, определение своего места в нем.
- Знакомство с многообразием мира и познание законов его развития. Формирование ответственности человека как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям.
- Освоение методов познания мира, формирование картины мира на основе самостоятельного мышления.
- Формирование идеи о человеке на основе живых, развивающихся понятий о природе и мире.
Обучение биологии основано на использовании системы методов вальдорфской педагогики.
Изучение материала ведется от целого к частного (от организменного уровня к клеточному и молекулярному). Первоначально формируется образ целого организма, который постоянно сохраняется (частное не рассматривается вне целого). Такой метод позволяет избежать “механистического” подхода к живому организму, а также положительно влияет на развитие социальных качеств учеников:
Тому только целым дано насладиться,
Кто целое видит в малейшей частице.(И.Гете)
В основе программы биологии – антропологический принцип, важнейший для вальдорфской педагогики. Все познается в отношении к человеку и, исходя из мысли о человеке. С его рассмотрения начинается изучение биологии в 4-м классе, после чего совершается переход к образам животных, в 5-м классе – к растениям, в 6-м – к минералам. Затем, в 7-м классе, мы снова возвращаемся к образу человека, но уже на новом уровне, в соответствии с возрастными особенностями детей этого возраста. Важно, что обучение строится по концентрическому принципу (метод, издавна применяемый в вальдорфских школах). Кроме того, все учебные задачи определяются, исходя из возрастных особенностей детей, а предлагаемые знания являются ответом на внутренние вопросы, которые встают перед детьми на разных этапах их развития. Такой, сообразный возрасту, развивающий метод поддерживает мотивацию детей к обучению.
На новом витке (в 8-м и 9-м классах) наряду с анатомией снова обращаемся к биологии, двигаясь от изучения человека к рассмотрению животных. При этом широко используется сравнение с человеком.
В младшей и средней школе особое внимание уделяется образному преподаванию. Главную роль играет учитель, создающий в своих рассказах живые образы растений и животных. Большое значение имеет художественный подход к предмету в работе учителя и учеников. Так на уроках живописи, рисунка, лепки, рукоделия, труда по дереву параллельно с эпохой биологии проводятся работы, связанные с биологической тематикой. Это позволяет проявить творческий потенциал детей, максимально приблизиться к сущности изображаемого животного или растения, пробудить в детях чувство сопереживания природе и ее созданиям, заложить основы для формирования бережного отношения к Земле и ее обитателям.
В старшей школе ставится акцент на развитие самостоятельного мышления. Здесь особое значение приобретает феноменологический подход.
Ребята работают индивидуально или в группах, обсуждая результаты собственных наблюдений и формулируя на их основе самостоятельные выводы. Роль учителя заключается, а основном, в постановке задачи и организации процесса обучения.
Большое значение в изучении биологических дисциплин имеет сельскохозяйственная и социальная (в лечебно-педагогическом учреждении) практики старшеклассников. Здесь ученики школы учатся оказывать людям необходимую помощь, у ребят развиваются нравственные качества, и, что очень важно, формируются вопросы, отвечая на которые, мы и строим дальнейшее изучение предмета, например, в эмбриологии (пороки развития человека, их причины).