Живопись в вальдорфской школе — что же это за предмет? Почему именно ему уделяется так много внимания в учебном плане с первого по одиннадцатый классы?
Рисование и живопись по возможности пронизывают всю учебную деятельность детей (оформление тетрадей эпохи, выполнение эскизов изделий, театральных декораций и костюмов, стенгазеты и др.).
Большинство заданий и упражнений связаны с темами, изучаемыми на главном уроке, это дает возможность еще раз прочувствовать и пережить изучаемый материал. А то, что прочувствовано через цвет, форму, линию, оставляет глубокий след в душе, укрепляет память и создает целостное восприятие темы.
Можно сказать, что постижение объективного мира через зрительное восприятие в чувствах и ощущениях, связанных со стихией красок, и является целью обучения на наших уроках живописи. Занятия рассчитаны на детей с разными способностями, а не только на тех, кто художественно одарен. Не все выпускники выбирают художественные специальности, но развитое и утонченное чувство красивого и гармоничного, образное представление и фантазия, внутренняя подвижность необходимы в любой сфере деятельности.
Одна из характерных особенностей детей — тесная взаимосвязь душевного и телесного. Очень важно дать детям возможность проявить свою душевную склонность в разных видах художественной деятельности.
Темы и техника выполнения работ тесно связаны с возрастными особенностями детей, особенностями конкретного класса, со временем года и Праздниками года.
Нашей первой задачей является знакомство ребенка с цветом.
Мы основываемся на учении И. В. Гете о цвете. Как известно, Гете впервые обнаружил ту взаимосвязь цветовых впечатлений и душевного состояния людей, которую стали по-настоящему изучать только в наше время. Свое учение о цвете Гете ставил выше всего другого, созданного им.
«Что говорят друг другу красный и желтый? О чем-то веселом: они радуются друг другу. Что говорит красный синему? Нечто мужественное: они сильны и серьезны вместе. А желтый и синий? Они оба имеют тайну, познать которую могут только вместе: это зеленый. Это дарят они миру и этим украшают всю землю. А черный и синий? Они печальны и безмолвны. Черный и красный? Они пылают от ярости. Синий и фиолетовый? Они смиренны, кротки и набожны. Красные тона разговаривают громко, они могут быть даже дерзкими. Синие полны тишины, они всегда скромны. Зеленый надежен, он внушает доверие. Фиолетовый торжественен, желтый всегда радостен и готов на помощь. Черный молчит».
Мы даем детям только основные, чистые цвета — желтый, красный, синий. Все вторичные, смешанные цвета дети учатся получать сами — сразу на белом листе, без палитры. Наши краски — это акварель, разведенная водой. Вода — родная для нее стихия: сияние, движение, блеск акварели лучше всего проявляются именно в воде.
У каждого ребенка стоят свои баночки с уже разведенной краской. Мы начинаем с того, что готовим лист, увлажняем его мокрой губкой. Как хорошие хозяева, ожидая прихода гостей, готовят свой дом, так и мы заботимся, чтобы цвет на листе не заскучал. Теперь мы пригласим его — широко, гостеприимно — на все пространство листа. И, если будем внимательны, заметим, как наш гость заполняет наш обычный дом собой, своей атмосферой, своим настроением.
И ребенок учится погружаться в переживание цвета и переживание души. В свободной цветовой фантазии ребенок упражняет свою душевную силу восприятия, учится сопереживать.
«И фантазия приходит в движение. Сущность цвета выражает себя в каждом пятне. Синий всегда отступает назад, красный всегда рвется вперед, зеленый склонен к покою, а желтый хочет танцевать»
Пинегина Е.Б. и Саковская М.В
Живопись в начальной школе (1—5 классы)
В 1-м классе
На уроках живописи мы рассказываем детям историю о цвете, через содержание сказки ребенок улавливает цветовые настроения и воплощает их на бумаге.
«Лучистый желтый пришел на лист. Посияв немного, позвал он теплый красный. Тот обрадовался, прыгнул к нему, закружился вокруг, обняв со всех сторон. Превратил в сияющий оранжевый. Они засмеялись и засияли еще больше»
Рассматривая собственные работы, дети говорят о своем переживании цвета и характеризуют цвет. Они видят, что красный всегда выходит из зеленого, а синий в зеленом образует глубину, он уходит вдаль; что желтый, красный и оранжевый не бывают печальны и грустны, но зато атмосфера грусти есть в фиолетовом, синем и зеленом. В 1-м классе выполняются различные упражнения, чтобы передать детям чувство цветовых оттенков и цветовой композиции.
2-й класс
На смену сказке приходят басни и легенды о святых. На уроках живописи две темы для переживания: гармония и контраст. Цветом мы выражаем характер людей и животных.
Усложняются упражнения: смешивая цвета, дети учатся делать плавные переходы, растяжки цвета, пытаясь изменить состояние цвета:
«Прекрасный зеленый пошел погулять, Свой желтый сумел он в пути потерять. И грустный весь синий пошел в уголок, Но красный навстречу зажег огонек. И красный, и синий, прижавшись друг к другу, Отправились к теплому доброму другу. Они танцевали, кружились, смеялись и Незаметно — перемешались»
3-й класс
В этом году на главном уроке рассказывают истории из Ветхого Завета, говорят о сотворении мира. На уроке живописи продолжается эта же тема. Перед ребенком ставим необходимые цвета: чистый синий — милость Божья, чистый красный — гнев Моисея. Мы видим, что переживание цвета усиливает переживание мира.
Во время эпохи строительства дома, земледелия мы выполняем упражнения, передающие различные цветовые настроения: движение цвета (архитектура, обработка земли, путь зерна), контрасты (борьба между светлыми и темными цветами, свет прорывается сквозь тьму, борьба четырех стихий), попытка цвет соотнести со звуком (светлые и темные звуки, их сочетание, трезвучие).
Впервые появляется человеческая фигура — осторожно, без прорисовки — устанавливается связь мир — человек.
4-й класс
Представления о мире расширяются, появляется множество вопросов, и, следовательно, — новые предметы — зоология и краеведение. В этом возрасте у детей проявляется особый интерес к жизни животных, поэтому дети их много рисуют. На уроках пытаемся установить связь между формой животного и средой, в которой животное может жить: соотношение сущности животного и характера, а также цветовое воплощение.
«Мышь. Характер — страх, любопытство, обоняние. Форма — вытянутое, мягкое — перевернутая капля. Тип — нервозный, цвет — сине-фиолетово-коричневый».
На уроках истории детям рассказывается «Калевала» и былины. Эти темы хороши для уроков живописи. Это может быть изображение Богов, носящих человеческий облик. Темой может стать также и русская мифология, христианские праздники (Рождество, Пасха, Троица, День Михаила), времена года, времена суток.
Главная задача — почувствовать свою связь с окружающим миром.
5-й класс
В этом возрасте у детей появляется особая гармония, а в учебном плане — новые предметы: ботаника, география. На уроках живописи — тема растений. Рисуя растение, мы стремимся к возникновению формы из переживания цвета, в отличие от традиционного подхода, когда живописная форма определяется рисунком (контуром) и лишь затем заполняется цветом.
При нашем подходе очень важно создание образа растения — его словесное описание, условие его жизни. В описании дерева важно дать точную характеристику кроны, ствола, веток, листьев, цвета древесины, применения человеком.
Следуя за темами главных уроков, предлагаем исторические темы: греческий храм, египетские пирамиды, Троя, Пенелопа, ждущая Одиссея…
Начиная с этого возраста, дети много работают по представлению, передавая настроение природы в разное время года или изменение суточного освещения (рассвет на море, осенний дождь), Богатый материал для рисования дают эпохи географии, когда рисуем ландшафты с характерными особенностями: базальтовые скалы или меловые горы, северный озерный пейзаж или выжженную южную степь.
Гамма используемых цветов усложняется.
Только в конце 5-го класса мы прикасаемся к рисунку с натуры. До 9—10 лет у ребенка много фантазии, и раннее рисование с натуры может фантазию убить.
Пинегина Е.Б. и Саковская М.В
Живопись в основной школе (6—9 классы)
Это новый виток развития личности, когда начинают формироваться какие-то иные, нежели в раннем детстве, отношения с миром и людьми.
Гамма используемых цветов усложняется, с 6-го класса работают с полным цветовым спектром, все краски приводятся в связь друг с другом.
Мы говорим о новом феномене — свет-тьма, именно в таком черно-белом ракурсе видит мир подросток. На уроках живописи впервые пробуем черно-белый рисунок. В изображении стремимся к реальности и точности. Важно наблюдение внешних объектов, рисование с натуры. Сначала — это геометрические формы и тени от них. Рисунок углем.
6-й класс
Даем понятие о цветовой перспективе и линии горизонта. Все цвета, стремящиеся к красному, строят перспективу по направлению к нам, все синие — от нас; то, что ближе к нам — контрастно, тяжело, а дальше от нас — воздушно и светло.
Уроков рисования в 6-м классе больше, чем живописи. Рисуем на темы эпох. География — различные ландшафты, настроения природы (закаты, восходы), географические карты. История — римская архитектура, одежда, рыцарский замок, рыцарь. Минералогия — кристаллы (новая техника — лессировка).
7-й класс
Основные задачи в этом возрасте: развитие умения работать с цветовой перспективой, умения передавать цветом различные настроения, развитие навыка работы в лессировочной технике.
Уроки рисования по-прежнему преобладают над уроками живописи. По-прежнему важны отношения между светом и тьмой, возникает перспективный рисунок. Осваиваем различные техники рисования.
Рисование деревьев с натуры осенью (пластика дерева, светотень); рисование натюрмортов (точная прорисовка деталей); рисование простых геометрических предметов; рисунок пером в китайской технике.
8-й класс
Продолжается работа в лессировочной технике (упражнения на выражение различных состояний природы). Упражнения в технике «по мокрому», работа с одним цветом, копии с произведений великих мастеров.
Продолжается рисование в рамках тем главного урока. Дети знакомятся с геологией, гидравликой — на наших уроках появляется упражнение на передачу живого движения воды, следа воды на песке, движения реки. Появляется ощущение — «мир живой», «я связан с миром». В зарисовках с натуры акцент переносится на передачу жеста и движения ( делаем зарисовки к урокам анатомии). Знакомство с техникой монотипии и линогравюры.
9-й класс
Совершенствуются навыки работы в черно-белом рисунке. Развивается умение работать с различными материалами (карандаш, уголь, черный мелок, соус, тушь), в различных техниках (монотипии, линогравюры, китайская и японская живопись). Формируется умение точно и тщательно наблюдать окружающее и передавать свои наблюдения в рисунке. Рисование с натуры (натюрморт), создание свободных композиций.
Основное внимание направляется на качество и выразительность изображения. История искусств, которая появляется в 9-м классе, дает богатый материал для работы (копирование, изучение закономерностей художественных приемов).
Живопись в 10—11-м классах
«Живопись — искусство, а искусство вообще не есть бесцельное создание вещей, растекающихся в пустоте, но есть сила и власть, полная целей, и должна служить развитию и утончению человеческой души» ( В. Кандинский)
В этом возрасте главное — человеческие взаимоотношения, утверждение собственного Я, осознание противоречивости и сложности окружающего мира. Поэтому в 10 и 11-м классах снова начинают работать красками. Увеличивается формат листа (до А3).
На первом плане ремесленная основа живописи и искусства. Изучаются различные живописные техники и возможности их воплощения ( пейзаж, образ литературного героя, иллюстрация к произведению, портрет). Отправной точкой является впечатление от внешнего образа, от случайного к закономерному, к сути явления.
В основе живописных работ — изучение закономерностей цветового круга и открытий, сделанных в области цвета Гете. Изучение основ композиции и основ дизайна.
Пинегина Е.Б. и Саковская М.В