• Главная
    • Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий(Раздел ДОТ)
    • Смешанная форма обучения
    • Учетная политика
    • ГИА
    • Олимпиады и конкурсы
    • Функциональная грамотность
    • Наставничество
    • Расписание
    • Воспитательная работа
    • Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
    • Новости, анонсы
    • Школьная служба медиации
    • Утвержденное (согласованное) Управлением социального питания
    • Полезные ссылки
    • Профориентация
    • Питание в школе
    • Структурное подразделение ОДОД
    • Школьный спортивный клуб «Радуга»
    • Информация для родителей
    • Навигатор подготовки к КЕГЭ
    • Часто задаваемые вопросы
    • ГТО
    • Проекты
    • Выпускники
    • Предметы
    • Педагогика
      • Вальдорфская педагогика
      • Рудольф Штайнер (1861—1925)
      • О вальдорфской педагогике в России и странах СНГ
      • Вальдорфский детский сад
    • Школьные праздники
    • Практики
    • Информационная безопасность
  • Сведения об образовательной организации
    • 1. Основные сведения
    • 2. Структура и органы управления образовательной организацией
    • 3. Документы
    • 4. Образование
    • 5. Образовательные стандарты
    • 6. Руководство. Педагогический состав
    • 7. Материально-техническое обеспечение и оснащенность Образовательного процесса
    • 8. Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • 9. Платные образовательные услуги
    • 10. Финансово-хозяйственная деятельность
    • 11. Вакантные места для приёма (перевода)
    • 12. Доступная среда
    • 13. Международное сотрудничество
  • Прием в 1 класс
  • Новости
  • Противодействие коррупции
  • Обратная связь
Есть какие-то вопросы?
(812) 377-60-03
sc658.kir@obr.gov.spb.ru
vk.com/public205403198
Логин
Версия для слабовидящих
ГБОУ школа № 658ГБОУ школа № 658
  • Главная
    • Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий(Раздел ДОТ)
    • Смешанная форма обучения
    • Учетная политика
    • ГИА
    • Олимпиады и конкурсы
    • Функциональная грамотность
    • Наставничество
    • Расписание
    • Воспитательная работа
    • Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
    • Новости, анонсы
    • Школьная служба медиации
    • Утвержденное (согласованное) Управлением социального питания
    • Полезные ссылки
    • Профориентация
    • Питание в школе
    • Структурное подразделение ОДОД
    • Школьный спортивный клуб «Радуга»
    • Информация для родителей
    • Навигатор подготовки к КЕГЭ
    • Часто задаваемые вопросы
    • ГТО
    • Проекты
    • Выпускники
    • Предметы
    • Педагогика
      • Вальдорфская педагогика
      • Рудольф Штайнер (1861—1925)
      • О вальдорфской педагогике в России и странах СНГ
      • Вальдорфский детский сад
    • Школьные праздники
    • Практики
    • Информационная безопасность
  • Сведения об образовательной организации
    • 1. Основные сведения
    • 2. Структура и органы управления образовательной организацией
    • 3. Документы
    • 4. Образование
    • 5. Образовательные стандарты
    • 6. Руководство. Педагогический состав
    • 7. Материально-техническое обеспечение и оснащенность Образовательного процесса
    • 8. Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • 9. Платные образовательные услуги
    • 10. Финансово-хозяйственная деятельность
    • 11. Вакантные места для приёма (перевода)
    • 12. Доступная среда
    • 13. Международное сотрудничество
  • Прием в 1 класс
  • Новости
  • Противодействие коррупции
  • Обратная связь

Труд и рукоделие

  • Главная
  • Труд и рукоделие
  • Труд и рукоделие
  • В младших классах
  • В средней школе
  • Кружок «Оригами»
  • Кружок валяния

Труд и рукоделие

Рукоделием в нашей школе занимаются ребята всех классов.

Работы учеников школы зачастую удостаиваются высших наград на районных выставках. Так панно «На лугу пасутся ко…» — коллективная работа четвероклассников, украсило красный угол выставки в ДДЮТ.

 

Туда же представили свои макеты домов третьеклассники, которые под руководством родителей соорудили еще и домик для школьной площадки.

Девятиклассники сшили на уроках рукоделия штаны-алладины.

А 11-ти классники, занимаясь переплетным делом, изготовили книги «от и до», оформив их по своему замыслу.

Жукова Т.В.

 

Ручной труд, или рукоделие, — составная часть единой интегрированной системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к человеку. Так же как на других уроках в процессе занятия ручным трудом развивается весь человек: его мышление, чувства, воля.

Прививая детям навыки ручного труда, мы стремимся сформировать творческую, гуманную, интеллектуально развитую, самостоятельную и внутренне свободную личность, способную ценить свой труд и труд других людей. Обучение рукоделию направлено также на достижение следующих целей:

  • приобретение определенных общетрудовых знаний, умений и навыков на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности;
  • развитие образного, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики рук;
  • овладение практическими способами организации труда и правилами техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами;
  • воспитание трудолюбия и культуры труда, ответственности за результаты своего труда;
  • развитие коммуникативных и организаторских умений в процессе различных видов деятельности, воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда;
  • развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного.

«Дети, научившиеся делать своими руками художественные, полезные вещи для других и для себя, став взрослыми, не будут чувствовать себя чужими по отношению к миру и жизни. Они сумеют художественно преобразить свое бытие, свою жизнь в социуме, они смогут обогатить ее». Так писала в начале ХХ века одна из первых учительниц рукоделия г. Штутгардта Г. Гаук.

Совершенно иное отношение к жизни формируется в человеке, постигшем не только умом, но и руками своими, что предметы, окружающие его в жизни — творение рук человеческих. Через овладение ручными умениями (шитье, прядение, вязание, ткачество и т. д.) в старших классах ребенок приходит к пониманию современных сложных технологических процессов.

Два принципа лежат в основе преподавания рукоделия: художественность и практичность. Любая вещь (от простой до сложной) в любом классе (и в 1-ом и в 11-ом) должна иметь конкретное практическое применение. Практическое использование является определяющим для формы и цветового решения конкретного изделия.

В учащихся поощряется стремление к свободному художественному творчеству, а не работа по образцу. Задача учителя — помочь ученикам осуществлять их собственные замыслы; и одновременно (особенно в младших классах) через образное преподавание учитель способствует формированию у учеников заинтересованного, уважительного отношения к самому процессу труда. Значение ручного труда, его влияние на всю последующую жизнь ребенка очень образно отражено в высказывании: «Достаточно понять, что невозможно непосредственно приступить к формированию интеллекта, даже если поставить перед собой такую цель. Необходимо отметить, что люди, не умеющие ловко владеть пальцами рук, обладают столь же „неловким интеллектом“, лишены гибкости идей и мыслей. В то же время те, кто владеет точными движениями, способны иметь гибкое мышление, проникать в суть вещей. Только так можно по достоинству оценить важность развития внешних сторон деятельности человека, поскольку именно из всей совокупности его внешних умений и вырос интеллект как целое».

Исходя из этого, рукоделие в школе преподается как девочкам, так и мальчикам, что, наряду с развитием личных умений, способствует также обогащению представлений учащихся о мире, этапах развития культуры, что в конечном итоге формирует правильное, целостное отношение к жизни.

В основу построения программы по рукоделию положен концентрический принцип: принцип повторяемости и постепенного усложнения выполняемых работ. Все работы основываются на уже приобретенных навыках и дают возможность ребенку сделать очередной шаг в своем развитии, осваивая новые техники и материалы, выполняя все более сложные изделия, приобретая новые умения.

Следует подчеркнуть также, что программа по рукоделию выстраивается строго в соответствии с возрастными особенностями ребенка, конкретными особенностями каждого класса, а также опирается на тесные межпредметные связи, учитывает последовательность эпох и Праздников года и поэтому может быть скорректирована каждым учителем самостоятельно. Некоторые темы, включенные в государственные программы по трудовому обучению, вынесены в отдельные эпохи и предметы.

В младших классах

Труд и рукоделие в младших классах

Работа в 1—4х классах предполагает шесть основных направлений:

  • работа с непряденой шерстью
  • работа с пряденой шерстью
  • работа с тканью
  • работа с нитью и шнуром
  • работа с бумагой
  • работа с деревом

1-й класс

Задача первого года обучения — развивать координированную работу двух рук, способствовать развитию межполушарных связей в головном мозге ребенка; осуществить переход от игры к работе. Работа с непряденой шерстью: прядение ниточки, изготовление фигурок животных, валяние, картины из цветной непряденой шерсти.

Работа с пряденой шерстью: вязание на пальцах, вязание на спицах (кукла, мячик, животные).

Работа с тканью: швы, вышивка, игольница, чехол для флейты.

Работа со шнуром: плетение скакалки.

Работа с бумагой: витражи из папиросной бумаги без использования ножниц, аппликация.

Работа с деревом: изготовление спиц, ручек для скалки.

2-й класс

Задача второго года обучения: способствовать развитию более четких и точных движений одной (обычно правой) руки, выявление и закрепление доминанты.

Работа с непряденой шерстью: трепание, чесание, набивка изделия.

Работа с пряденой шерстью: вязание крючком.

Работа с тканью: швы, кукла-звездочка, одежда для нее.

Работа с бумагой: изготовление бумажных фонариков, открыток.

Работа с деревом: палочки для фонариков.

3-й класс

Задачей третьего года обучения является более внимательное наблюдение окружающего мира и себя как самостоятельного, отдельного от мира существа. Ремесла, земледелие, строительство дома, изготовление одежды — важные темы рукоделия и других эпох этого года.

Работа с непряденой шерстью: мытье шерсти, сушка, трепание, вяляние мячика, прядение вручную, крашение.

Работа с пряденой шерстью: вязание на двух спицах, шапка, мячик с вышивкой; вязание крючком: прихватка.

Работа с тканью: изготовление стоячих кукол для кукольного театра.

Работа с бумагой: работа в технике оригами.

Работа с деревом: изготовление веретена.

4-й класс

Задачей четвертого года обучения является выполнение более сложных по технике и цветовому решению работ. На уроках рукоделия у детей появляется возможность абстрактные математические понятия (дроби, симметрия) переживать через выполнение конкретных видов работ (вышивание крестом, вязание на 4-х спицах).

Работа с пряденой шерстью: вязание рукавиц на 4-х спицах, ткачество.

Работа с тканью: шитье мешка для рукоделия.

Работа с нитью: вышивка крестом.

Работа с бумагой: витражная открытка, рождественская звезда в технике оригами.

В средней школе

Труд и рукоделие в средней школе

В средней школе (5- 9 классы) ручной труд становится все более многообразным и подразделяется условно на «мягкий» и «жесткий». Отличие «мягкой» и «жесткой» ручной работы заключается в том, что первая требует прежде всего воли в конечностях, а вторая — преимущественно чувства и восприятия.

«Мягкий» ручной труд предполагает следующие направления работы:

  • технология обработки шерсти
  • технология обработки ткани
  • технология обработки кожи
  • декоративно-прикладное искусство
  • картонажные работы
  • ведение домашнего хозяйства

Программа «жесткого» ручного труда:

  • техника безопасности в работе с инструментами
  • материаловедение
  • технология обработки древесины
  • технология обработки ивового прута

До 8-го класса все обучение основано на ручной работе без применения машин и станков. Постепенное освоение ручных инструментов позволяет более детально использовать их в работе и изучать их возможности. Это дает также возможность реально проследить и пережить то, как человечество в своем развитии перешло от ручной работы к созданию машин.

Применение станков и выполнение точных работ с деревом и металлом связано с достижением учащимися определенной возрастной границы (14—15 лет), когда и начинается освоение плотницкого, столярного, слесарного, кузнечного (по возможности) ремесел. В 9-м классе происходит знакомство с машинами, помогающими человеку и заменяющими часть его ручного труда.

5-й класс

Задачей пятого класса является дальнейшее совершенствование эмоционально-волевой сферы личности учащихся. Изделия усложняются, становятся более трудоемкими, вводится понятие моделирования. Работа с пряденой шерстью: вязание носков на 4—5-ти спицах. Работа с тканью: шитье фартука.

Декоративно-прикладное искусство: вышивка подушечки для булавок, изготовление тканого пояса. Работа с бумагой и картоном: изготовление геометрических фигур из нитей на картоне. Работа с деревом: изготовление фигурок людей с помощью ручных инструментов (нож, стамеска).

Фартуки, сшитые на руках, показ моделей:

6-й класс

Задачей этого периода обучения является забота о том, чтобы ребенок имел возможность выражать свои внутренние переживания во внешней деятельности, т. е. дать этим переживаниям направление и форму. Работы с шерстью: чесание шерсти для набивки, картины из цветной шерсти.

Работа с тканью: конструирование, шитье животного. Работа с кожей: детали для животного. Декоративно-прикладное искусство: вышивка с соблюдением принципов центральной симметрии. Работа с деревом: изготовление ножа для глины.

Урок выставка-белые медведи:

7-й класс

Задача преподавания рукоделия в данном возрасте — помочь учащимся найти правильное отношение к собственному изменяющемуся телу. Валяние (или шитье) обуви дает возможность почувствовать самого себя, опуститься сознанием внутрь себя. Шитье кукол поможет взглянуть на свое тело объективно. Работа с шерстью: изготовление тапок из шерсти.

Работа с тканью: изготовление рождественских кукол. Декоративно-прикладное искусство: вышивка готового изделия (тапки) гладью, или аппликация из кожи. Работа с деревом: изготовление лодки из цельного куска древесины.

8-й класс

Задачей 8-го класса является работа на швейной машине. Работа с тканью: технология обработки ткани на швейной машине. Изготовление пробной работы. Материаловедение. Снятие собственных мерок. Раскрой изделия. Шитье одежды. Работа с деревом: изготовление большой миски.

9-й класс

Главной задачей уроков рукоделия 9-го класса является освоение своего внутреннего пространства через придание формы пространству внешнему.

Все сложные эмоции этого возраста нейтрализуем через мышечное напряжение при плетении корзин, работе с берестой, работе с глиной, деревом, и, по возможности, — медью (по выбору учителя и возможностям класса).

В этом же возрасте нужно научиться находить творческое применение всем полученным ранее умениям и навыкам при выполнении работы, связанной с коллективным проектом года. Это может быть создание коллекции определенной тематики или театрального костюма для постановки школьного спектакля.

В зависимости от поставленной задачи строится краткий курс истории костюма. Индивидуально каждым учащимся создается эскиз собственного костюма (цветовой и детальный), вносятся необходимые коррективы в зависимости от целого (коллекция, спектакль). При изготовлении изделий используются различные материалы, техники, разнообразные виды отделки. Работа с тканью: построение выкройки костюма, шитье костюма. Декоративно-прикладное искусство: декорирование костюма. Работа с деревом: изготовление модели корабля или скульптурной композиции на тему моря.

Изготовление авторской бумаги в 9-м классе

Бумага является основным носителем информации последние 8 веков. Но как знать, может быть, вскоре она будет уходить в небытие, уступив дорогу электронным носителям информации?

Во всяком случае изготовить бумагу вручную, познакомиться со старинной технологией, сделать не просто лист, а маленький шедевр, задуматься об экологическом аспекте бумажного производства — такими были задачи нескольких уроков рукоделия по изготовлению бумаги в 9-ом классе.

В основу легла бумажная масса, полученная из обрезков-отходов от изготовления книг в 11-ом классе. Часть бумаги была сделана путем переработки газет. Так тоже можно утилизировать макулатуру. Для экспериментов ребята использовали также цветные салфетки, засушенные листья и цветы, шелк.

Полученную бумагу планировалось использовать на уроках ИЗО (тема «Композиция») для изготовления открыток ко Дню учителя.

Татьяна Владимировна Жукова

Кружок «Оригами»

Традиции — это то, что помогает школе, обеспечивает некое дыхание, когда будни и праздники сменяют друг друга. Но всегда приятно, когда в рамках традиции происходит что-то новое, свежее.

Так в этом году 20.12 традиционно прошла ярмарка и рождественские мастерские. Мы всегда ожидаем много гостей, поэтому наша задача была организовать столько мастерских, чтобы те 350—400 гостей (статистика предоставлена дежурными-учениками 10-го класса) не толпились в очередях.

На этот раз наши мастерские (а их было 15 ) в целом были доступны, а изделия не особо сложны: коробочки, ангелы из шерсти, открытки, витражи, звезды, золотые орешки и шишки. Пожалуй, самым трудоемким делом было создание картин из шерсти под руководством Марины Владимировны Саковской. Но эта мастерская пользовалась повышенным спросом. Там рождались дивные пейзажи и натюрморты, выложенные волокнами цветной шерсти.

Можно сказать, что в школе царила атмосфера дружеская, демократичная и праздничная. Особенно удалось кафе — проект 8-го класса. Оно было выдержано в стиле 60—70-ых годов, расписано видами Парижа, Нью-Йорка и Ленинграда, оформлено пластинками из семейных запасников. Даже елка была наряжена антикварными игрушками тех лет. В кафе звучала живая музыка: саксофон и фортепиано-мотивы песен их кфильмов 70-ых в исполнении юных музыкантов.

Над проектом дружно работали как дети, так и родители во главе с классными кураторами Ольгой Леонидовной и Еленой Валентиновной.

Совершенно особым уголком школы был «Петербургский салон» — проект Татьяны Валерьевны Шелыгановой. Это был остров тишины, любования прекрасным нашим городом в миниатюре — инсталляцией с подсветкой в виде масштабного макета с архитектурным ансамблями Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережной, Стрелкой Васильевского Острова, Петропавловской крепостью и собором. А по успокоившимся водам Невы можно было пускать в плавание зажженную свечу после прочтения стихов о Петербурге.

Для маленьких жителей городских окраин это был прекрасный шанс увидеть город с высоты птичьего полета, совершить путешествие, узнавая его площади и памятники.

В этот день в школу приходят целыми семьями, встречаются выпускники и приходят будущие первоклассники. Свет грядущего рождества объединяет сердца и поколения.

Т. В. Жукова

Кружок валяния

Кружок «Художественный войлок», основной костяк которого составляют ученики 6-го класса, в этом году плодотворно потрудился. Ребята валяли небольшие работы для себя и близких, работы на свободную тему и «заказные» работы по теме года, заявленной районом или городом. И вот результаты: костюм болельщика «Красная Поляна» победил в районе, и теперь мы ждем итогов с городского тура от организаторов «Балтийский берег».

Горный и подводный пейзажи Артема Казакова прошли городской выставочный комитет и будут демонстрироваться в залах ДДЮТ «Преображенский»

Уже практически готово панно-одеяло «Пиктограммы олимпиады». Его можно будет увидеть в апреле в нашем ДДЮТе. И вот радостная новость: панно «Рождество встречайте!» заняло второе место на российском конкурсе «Религия глазами детей» Его можно увидеть сейчас в атриуме музея истории религии.

В этом году в кружке валяния занимались девочки из 5-го класса,

Несмотря на первый год обучения, они достигли успехов, и их работы приняли участие в выставках: “Жил-был праздник” в музее истории религии, “Лабиринты времени”, международный фестиваль “Разноцветная планета”, “Салют Победы” и “Рождественская звезда” в ДДЮТ.

Коллективная работа «Волхвы идут» заняла второе место в международном проекте, а другие коллективные работы – “Небесные овечки” и ” Салют победы” – стали победителями районных выставок.

Жукова Татьяна Владимировна

 
  • Предметы

Похожие материалы

  • 1243567

    История

    Предметы
    Увеличить
  • 212

    История искусств

    Предметы
    Увеличить
  • 101

    Биология

    Предметы
    Увеличить

Календарь

Январь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
« Дек    

ПОИСК ПО САЙТУ

Интересные страницы

  • Учетная политика
  • Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий(Раздел ДОТ)
  • Практики
  • Школьные праздники
  • Проекты
  • Вальдорфская педагогика
  • Часто задаваемые вопросы
  • Информация для родителей
  • Полезные ссылки
  • Школьная служба медиации
  • Расписание
  • Вакантные места для приёма (перевода)
  • Олимпиады и конкурсы
  • ГТО
  • Воспитательная работа
  • Выпускники
  • 75 лет Великой Победе
  • О вальдорфской педагогике в России и странах СНГ
  • Утвержденное (согласованное) Управлением социального питания
  • Питание в школе
  • Ежедневное меню
  • Профориентация
logo-eduma-the-best-lms-wordpress-theme

(812) (812) 377-60-03

sc658.kir@obr.gov.spb.ru

Разделы

  • О школе
  • Новости
  • Контакты

Ссылки

  • Кружки
  • События
  • Олимпиады и конкурсы

Обратная связь

  • Обратная вязь
  • Руководство школы
  • Контакты

Рекомендуем

  • 75 лет Великой Победе
  • Школьная служба медиации
  • Информация для родителей

  • Конфиденциальность
  • Условия
  • Карта сайта
  • Доступная среда
No apps configured. Please contact your administrator.

Вход через логин и пароль

No apps configured. Please contact your administrator.

Потеряли пароль?