Изучение физики в вальдорфской школе начинается раньше, чем в традиционной. Уже в 6-м классе (возраст детей — в среднем 12 лет) преподаются основы физики. Именно в этом возрасте у детей возникают внутренние вопросы к миру, на которые может ответить физика.
В этот очень непростой, но интересный период жизни: сказочный мир постепенно уходит в прошлое, а целостный, по-детски воспринимаемый до сей поры природный мир распадается на мир явлений, которые будят интерес к познанию их свойств со всеми взаимосвязями и закономерностями.
В программу физики 6-го класса входят такие разделы, как акустика, оптика, теплота, электричество и магнетизм. В 7-м классе изучение этих явлений углубляется, и к ним добавляется еще механика.
Этот принцип углубления изучения разделов физики (концентрический принцип построения программы) сохраняется и в старших классах.
В основе преподавание физики лежит феноменологический подход, при помощи которого мы вырабатываем у учеников наблюдательность, самостоятельность мышления.
В процессе различных опытов, ход которых тщательно фиксируется в тетрадях эпохи, ученик пытается самостоятельно обнаружить свойства физического явления, сформулировать физический закон.
На этом пути ученика ждут удивительные открытия, которые связывают душу ребенка с тайнами окружающего мира.
Ученики учат наизусть стихотворные произведения, в которых идет речь о тех или иных природных явлениях, аккуратно и красиво оформляют рабочие тетради со своими наблюдениями.
Изучение физики начинается с акустики, т.е. знакомства со звуком. Звук может много рассказать о мире материи, о душевном состоянии человека, о его характере. Говоря о звуке, мы узнаем о числовых отношениях музыкальных интервалов, которые были открыты древнегреческим ученым и философом Пифагором.
Чрезвычайно интересны опыт с фигурами Эрнеста Хладния, немецкого физика, который открыл и сделал зримыми формообразующие силы звука. Живой звук рождает формы. И все в нашем мире имеющее форму, когда-то, может быть, звучало.
А в 7-м классе в тему «Акустика» добавляется изучение колебательных процессов, резонанс, конструирование простейшего телефона.
Разговор об оптике в 6-м классе мы начинаем с того, что такое темнота. Чтобы понять, что такое свет, в качестве отправной точки берем явление отсутствия света. Класс проводит примерно 15 минут в полностью затемненном помещении. Ученики наблюдают за своими собственными переживаниями и за состоянием товарищей. Потом медленно появляется свет, класс с облегчением вздыхает, радуется, настроение у всех заметно меняется.
Ребята говорят о том, что свет дает людям уверенность, спокойствие, радость, дарит яркие краски окружающего мира. Свет проявляет себя на материи, оставаясь при этом невидимым.
В конце эпохи можно сделать теневой театр.
Важно, что на уроках физики ученики делают свои макеты физических приборов, демонстрируя таким образом понимание принципов их работы.
Далее в 8,9-х классах и старшей школе преподавание физики приобретает более абстрактный характер, сосредотачиваясь на изучении математических моделей физических законов.
В 10-11 классах физика преподается по традиционной базовой программе.